Первые итоги реформы по обращению с ТКО или куда денутся мусорные свалки

Первые итоги реформы по обращению с ТКО или куда денутся мусорные свалки

Фото: Виталий Безруких / АиФ

В самом начале 2019 года в России стартовала реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). О первых итогах и, конечно, проблемах этой реформы рассказали участники пресс-конференции, прошедшей в «АиФ».

В мероприятии участвовали:

  • Храмов Денис Геннадьевич, первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
  • Буцаев Денис Петрович, генеральный директор ППК «РОССИЙСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР»;
  • Панфилов Анатолий Алексеевич, председатель Российской экологической партии «Зелёные»;
  • Прошева Анастасия Александровна, руководитель проектов ГК «ЭкоТехнологии»;
  • Шингаркин Максим Андреевич, учредитель Общественного регионального экологического фонда «Гражданин», соавтор законопроекта;
  • Рогинко Сергей Анатольевич, руководитель Центра экологии и развития, ведущий научный сотрудник Отдела экономических исследований ИЕ РАН;

Известно, что масштабные мероприятия необходимо провести до 2024 года. За это время доля утилизации ТКО должна увеличиться до 36%. А в России должна появиться «новая сложная отрасль».

Денис Храмов рассказал, что уже более 60 регионов России работают в новой системе обращения с ТКО: «Подавляющее число субъектов перешло на новую систему обращения с ТКО. 62 субъекта полностью перешли на новую систему обращения с отходами, 13 частично, 9 регионов перейдут на новую систему до конца года».

Первый замминистра отметил, что на данном этапе реформы уже выявлены проблемы, которые в ближайшее время будут решены. К основным проблемам он отнёс низкую собираемость платы за вывоз мусора — сейчас около 50%. «Наша задача — повысить собираемость платы, так как все деньги идут на формирование новой системы обращения с отходами», — отметил Денис Храмов.

Второе направление работы, по его словам, это уточнение нормативов накопления ТКО. Он подчеркнул, что к концу года они будут уточнены: «Порядка 70 млн тонн ТКО образуется ежегодно. Среднестатистический регион образует порядка 500-600 тыс. тонн отходов в год. Эта цифра оценочная. После актуализации нормативов накопления будет более четкое понимание этой цифры», — сказал замминистра.

Он также заявил, что были выявлены проблемы в нормативной базе. «Мы работаем и для того, чтобы сделать поправки в основной закон об отходах, и в нормативные подзаконные акты, и в методическую базу», — добавил Денис Храмов. 

Денис Буцаев уверен, что стартовавшая реформа должна привести к созданию прозрачной схемы обращения с ТКО. Чтобы понять, как регионы подошли к этой работе, какова ситуация с инфраструктурой, планируется с помощью экспертов проанализировать территориальные схемы, а также создать единую федеральную территориальную схему, чтобы видеть полноценную картину сбора, переработки и захоронения отходов в стране. Несмотря на то, что эти схемы, по преимуществу, были разработаны в прошлом году и утверждены, они нуждаются в дополнительном анализе.

В части переработки и утилизации мусора Россия сильно отстает от тех стран, где проблемой начали заниматься раньше. Поэтому сегодня важно четко понимать, что существующих полигонов в стране хватит в среднем на ближайшие четыре года, а объем производимых отходов значительно превышает возможности действующей инфраструктуры. Сколько точно отходов ежегодно образуется в России, сказать сегодня не может никто, так как схема обращения с ТКО непрозрачна, современные технологии либо не используются, либо используются неэффективно. Неидеальна и система образования тарифов. Этими проблемами и будет заниматься публично-правовая компания.

Большинство полученных РЭО заявок из 28 субъектов касается создания новых мощностей для обработки и переработки ТКО, однако в некоторых предложено построить новые полигоны: «Мы по 28 регионам получили предложения. Даже по 28 субъектам потребность в объемах финансирования в инфраструктуру около 60 млрд руб.», — уточнил Денис Буцаев. И добавил, что преимущественно это проекты по созданию мощностей для обработки и переработки мусора, в меньшей степени — строительства полигонов. Он отметил, что общую потребность в предприятиях по обращению с коммунальными отходами получится рассчитать после ревизии территориальных схем в субъектах РФ. Эта работа будет завершена в III квартале 2019 года.

Оценивая нынешнюю ситуацию и перспективы реформы, Сергей Рогинко вспомнил о стройной системе сбора и переработки мусора в советское время, которую многие считали одной из самых передовых в мире. Сбор мусора по всей стране в советские годы был организован эффективно и нареканий не вызывал. Отходов города производили тогда гораздо меньше, да и состав их был другим: стеклянные бутылки сдавали в специальные пункты приема стеклотары, пластиковых бутылок еще не было, да и в целом количество пластика и полиэтилена до 1990-х было несопоставимо с нынешним.

Металлолом и бумагу собирали не только пионеры, существовала исправно работавшая система пунктов приема утильсырья, макулатуру сдавали, чтобы получать в обмен дефицитные книги (например, детективы и романы Дюма). Получалось, что мусор предварительно сортировался, что называется, естественным образом и на свалки его поступало в десятки раз меньше, чем сейчас.

Анатолий Панфилов в свою очередь убеждал коллег и журналистов в необходимости дополнительных полномочий регулятору, так как тема многофакторная и разносторонняя. Представитель партии «Зеленые» уверен, что без достаточных полномочий чиновникам Министерства природных ресурсов и экологии справиться с реформой будет сложно.

Очевидно, что успех реформы во многом зависит от региональных операторов. Анастасия Прошева рассказала о практической реализации реформы на уровне субъектов РФ. Власти региона на конкурсной основе отбирают регионального оператора и утверждают единый тариф на оказание услуг населению в пределах его производственной зоны. В субъекте РФ может быть несколько производственных зон и несколько операторов. Тариф у них может разниться — где-то логистика дороже, где-то дешевле. Для минимизации тарифа регионам даны рекомендации по установлению нулевой ставки по налогу на прибыль регионального оператора.

Свою точку зрения озвучил и представитель общественности Максим Шингаркин. Он считает, что стоимость утилизации должна быть включена изначально в любой продукт. Оратор напомнил, что, например, в цену автомобиля утилизация уже входит. И не следует гражданам выписывать дополнительные платежи. Такой вариант «все включено» сразу отвергли другие участники встречи, объяснив, что цены на все товары в таком случае вырастут.

В целом услуга ТКО не ударит болезненно по карману россиян, а позитивные результаты перехода на новую систему люди ощутят достаточно быстро. Уже через несколько лет ситуация с мусором в стране заметно улучшится, в обиходе будет появляться все больше товаров, произведенных по рециклингу. Тариф для населения прозрачен, он включает расходы регионального оператора на транспортировку, обработку и захоронение отходов. Люди будут платить только за эти услуги, а не за всю реформу обращения с ТКО. Строительство крупных объектов инфраструктуры (мусороперерабатывающих комплексов и т.п.) возьмет на себя государство, которое также создаст систему привлечения частных инвестиций в этот сектор.

Мусорный бизнес перестанет быть «вещью в себе». Рядовые граждане смогут участвовать в обсуждении территориальных схем обращения с ТКО, следить за деятельностью регионального оператора по публичным отчетам, высказывать пожелания и предъявлять претензии к его работе.

В Европе до 50 процентов отходов идет на переработку, а в России пока только три процента. Отставание возникло в последние 20 лет. На Западе сортировку отходов сочетают с их сжиганием и получением электроэнергии. В России — к примеру, в Московской области и Казани — против таких заводов протестуют, хотя подобные предприятия действуют в Барселоне, Вене, Стокгольме и никого не возмущают. В Амстердаме предприятие соседствует со штаб-квартирой «Гринпис», а в Токио в черте города находится 22 мусоросжигательных завода. Все отходы проходят обязательную сортировку. Изделия из пластика сортируют: бутылки, канистры, пакеты, ящики. Отдельно отбираются бумага, стекло, алюминиевые банки. Отдельно — упаковки Tetra Pak, в которых сочетается бумага и алюминий.

Теперь и у нас, когда правила игры четко определены, предприниматель сможет построить мусороперерабатывающий завод, его включат в территориальную схему и повезут туда сырье.

Национальный проект «Экология» предполагает появление 200 мусороперерабатывающих заводов по всей стране к 2022 году. В прошлом году уже построили 40 предприятий, и они позволяют сокращать объем захораниваемых отходов на 20 процентов.

В тех местах, где нельзя построить такие предприятия за счет бизнеса или местного населения, расходы возьмет на себя федеральная компания «Российский экологический оператор». Ее задача — оказывать помощь в решении всех вопросов, связанных с отходами, на региональном и межрегиональном уровне.

Россия еще в самом начале этого пути, реформа только началась. Но уже очевидно, что, пройти этот путь необходимо. Несанкционированные свалки будут навсегда ликвидированы. Мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные объекты, исключающие неприятный запах и взаимодействие отходов с окружающей средой. Переполненные свалки вблизи жилых районов закроют и рекультивируют — на их месте создадут парки и другие социальные объекты. Реформа положит конец «мусорной мафии». В каждом субъекте РФ за всю цепочку обращения с отходами будут отвечать региональные операторы — крупные легальные компании, чья деятельность прозрачна и подконтрольна обществу.

ecoportal.su